Ну, как съездили в Литву: больше 2 000 евро за поездку, дожди на Балтике и приветливые местные жители

Наши сегодняшние герои рассказали, как их подставили с машиной, как погода испортила отдых на море и что такое номер люкс с мини-кухней в европейской гостинице. Но даже когда все идет не по плану, можно отлично отдохнуть!

ДО ПОЕЗДКИ

Вероника, Борис и маленький Игорь в таком составе едут в путешествие впервые, причем отправляются не одни – берут себе в компанию сестру главы семейства со старшим сыном.

– Куда-то далеко ехать пока страшно, – говорит Вероника, – потому что ребенок еще маленький и кардинальная смена климата может на нем отразиться не лучшим образом. Для начала попробуем съездить все вместе в Литву.

Планы на поездку

Для поездки наши герои решили арендовать автомобиль – с маленьким ребенком путешествовать сложно, а машина в какой-то степени все упрощает: можно делать сколько угодно остановок и взять с собой все необходимые вещи.

– В Литву мы едем через Вильнюс, где планируем остановиться на три дня, – рассказывает Борис. – Наша бабушка жила там долгое время, и мы с сестрой в детстве часто ездили к ней на летние каникулы. Думаем сейчас погулять по тем местам, повспоминать прошлое. Да и дедушка похоронен в Вильнюсе – хотим навестить его могилу на кладбище.

Далее компания отправляется в Швентойи – маленький туристический городок и бывший рыбацкий поселок, расположенный недалеко от границы с Латвией. В городке путешественники планируют жить в туристическом домике, забронированном заранее. «Там есть все удобства, необходимая мебель и техника, так что свой быт мы будем организовывать сами». Самостоятельно герои хотят ездить и на экскурсии: думают побывать в Паланге, Клайпеде, на Куршской косе. «На обратном пути – по дороге домой – останавливаемся на один день в Каунасе».

Непредвиденные обстоятельства

Планировать поездку Борис начал в феврале – бронировать отели, продумывать маршрут, выбирать достопримечательности, которые хотелось бы посетить. Одновременно с этим он стал изучать и вопрос аренды автомобиля. Самым подходящим вариантом герою показалась машина Volkswagen Caddy Life – просторный салон, вместительный багажник, удобный проем для загрузки вещей. В конце мая Борис уже поехал в одну из фирм проката, заключил договор и внес залог в размере 100 у.е.

– Договор был заключен с 29 июня – в этот день мне нужно было просто приехать и забрать машину, – рассказывает Борис. – Я приехал. На меня там посмотрели и, если утрировать, спросили: «А вы чего, собственно, приехали? Машины вашей нет, она в России», – мол, мы решили машину сдать, чтобы она не простаивала, а человек нас подводит. Предложили мне взять взамен седан. Я им говорю, что такой вариант не подходит – мне нужна большая машина. Они предлагают другую машину – еще один седан. Я им еще раз объясняю, что такой вариант я даже не рассматриваю. После этого они мне поклялись, что завтра, а может быть, даже сегодня машина будет: «Мы вам позвоним или напишем смс – не переживайте».

Стоит заметить, что Volkswagen Caddy, который выбрал Борис, не слишком широко представлен в прокате – в Минске таких можно найти буквально несколько штук. И вообще, по наблюдениям нашего героя, в Беларуси взять в аренду маленькую машину легко, среднюю – дорого, а большую (вроде минивэна) – дорого и проблематично.

– В подобных ситуациях я оказываться не люблю, поэтому начал искать альтернативу, – продолжает Борис. – Нашел еще один неплохой вариант для нашего путешествия – Fiat Doblo. Позвонил в фирму, предлагающую этот автомобиль в аренду, уточнил, есть ли машина в наличии, – ответили «да». 29-е число мы доживаем в ожидании, но, естественно, ни звонка, ни смски от моих нерадивых партнеров не поступает. 30-го утром начинаю действовать: звоню во вторую фирму, уточняю наличие Fiat Doblo еще раз. Они интересуются, когда я хочу забрать автомобиль. Узнав, что сегодня или завтра, говорят «минуточку», затем перезванивают через час и говорят, что машина занята. Предлагают альтернативу – машину, которая заведомо меньше той, что выбрал я. Но, так как времени до отъезда оставалось совсем мало, соглашаюсь. Приезжаю на место встречи, пригоняют мне машину с багажником как в хэтчбеке – не устраивает. Предлагают снова седан, но не известную мне ранее марку – Datsun OnDo. Говорят, это как Nissan, только российской сборки. Ну, думаю, от судьбы не уйдешь – согласился. К тому же по стоимости она получалась дешевле, чем та машина, которую я выбрал изначально.

Согласно договору, сам Борис не имеет права вмешиваться в работу автомобиля. Если вдруг что-то ломается, он обязан позвонить в фирму, где арендовал машину, а там уже будут принимать решение – либо разрешат загнать ее на сервис, либо приедут сами и привезут замену.

– Кстати, договор аренды машины посоветовали не светить лишний раз на границе и показывать только в том случае, если попросят, – добавляет Борис. – Уже была такая ситуация, когда человек на границе с Россией показал договор, после чего его держали еще два часа – мол, как это так, выезжаете за границу не на своей машине. В итоге его все же пропустили, но два часа времени было потрачено.

Что почем

Путешествие получается не самым бюджетным, но за удобство нужно платить. Аренда машины на весь отпуск обойдется в 10 874 500 белорусский рублей (в эквиваленте по курсу НБ РБ 650 долларов по состоянию на дату создания материала) – и это только аренда, не считая бензина. Три ночевки в Вильнюсе в гостинице, расположенной в старой части города, – порядка 7 000 000 белорусских рублей на пятерых (в эквиваленте по курсу НБ РБ 400–450 долларов по состоянию на дату создания материала). Проживание в Швентойи в течение двух недель – 18 403 000 белорусских рублей на пятерых (в эквиваленте по курсу НБ РБ 1 100 долларов по состоянию на дату создания материала).

– Мы могли бы ехать в отпуск и не на машине, – говорит Борис. – Пришлось бы до Вильнюса добираться на поезде, а оттуда до Швентойи ехать на автобусе, который идет 5 часов только с одной остановкой на 15 минут. А с маленьким ребенком на руках и чемоданами это сложно.

ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

Через несколько дней после возвращения путешественников в Минск мы снова сходили к нашим героям в гости – узнать, удалось ли осуществить намеченные планы и не было ли каких-то казусов с арендной машиной.

– Ну, как съездили?

– Съездили хорошо, только совсем не так, как планировали, – начинает рассказывать Борис. – Ехали-то мы купаться в море, но получилось, что по большей части мы на него только смотрели.

Но обо всем по порядку. Когда семья приехала в Вильнюс, там стояла неимоверная жара. Тем не менее высокая температура воздуха не помешала путешественникам погулять по старой части города, подняться на гору Гедимина, пройтись вдоль Вилии и съездить на могилу к дедушке Бориса и его сестры. Пробыв три дня в Вильнюсе, герои отправились в Швентойи.

– В первый день было еще тепло, мы даже покупались, – продолжает Борис. – Но уже на следующий день все небо было затянуто тучами, сыпал мелкий дождь, а ветер был просто ураганный – такой, что ребенок в коляске катился со скоростью пешехода совершенно свободно. По всем пляжам были развешены красные флаги. Мы сразу же достали теплые вещи и, собственно, до конца отпуска их не снимали.

Швентойи, как оказалось, сугубо литовский курортный городок, где основной наплыв отдыхающих приходится на выходные. В эти дни с полок магазинов (которых в поселке всего четыре или пять) сметается все. А цены, соответственно, в разы выше, чем в городах, расположенных подальше от моря: пачка пельменей, например, стоит 8 евро.

– Поскольку погода не способствовала отдыху на пляже, мы решили ездить, – рассказывает Борис. – Первая поездка у нас была вынужденная: на следующий день после прибытия поехали за продуктами в Кретингу – город, расположенный километрах в 20 от Швентойи. Готовясь к путешествию, я узнал, что в Кретинге есть некий музей абсурда – решили зайти и в него. Искали, искали, начали спрашивать у местных, а они говорят, что музей не здесь, а в другом городе – в 20 километрах отсюда. Отправились туда, заехали в центр населенного пункта и снова начали расспрашивать местных. Те снова говорят: «Это не здесь. Вам надо туда, потом направо, а там еще четыре километра». Ну, делать нечего, поехали – к счастью, нашли.

Как оказалось, музей абсурда – это частное владение, оформленное специфическим образом: на огороженной территории прямо под открытым небом сделаны некие современные инсталляции, среди которых скованные цепями груды камней, проржавевшие колокола, большое количество надгробных плит и крестов. «Ощущения от посещения этого места весьма неоднозначные: вот тебе все нравится, а через минуту доводит до физической тошноты».

– После первой поездки стало понятно, что это не страшно, – улыбается Борис, – и понеслось: съездили в Палангу, потом в Клайпеду, затем нам стало немножко тесно в Литве и мы решили скататься в Латвию – в Лиепаю. И, хотя там весь день лил дождь, мы все-таки умудрились забраться на обзорную площадку лютеранского собора Святой Троицы и посетить очень красивый собор Святого Николая.

Вообще, я для себя сделал отметку, что, когда путешествуешь на машине, нужно смотреть на знаки, – добавляет Борис. – У нас по всей стране стоят таблички, указывающие путь только к Миру и Несвижу, как будто больше некуда съездить, а у них такие указатели повсюду, и ведут они к совершенно разным местам. Например: японский сад – 8 км туда, парк языческой культуры – 5 км сюда.

– Вернувшись из Латвии, мы посмотрели прогноз погоды на ближайшую неделю, который нас ничем не порадовал, и решили ехать в Ригу, – рассказывает Борис. – Когда выбирали номер в гостинице, ориентировались на то, что у нас ребенок и нам нужны мини-кухня и холодильник. Выбрали номер люкс площадью в 40 «квадратов». Приезжаем. Во-первых, номер на четвертом этаже, а лифта в здании нет. Во-вторых, номер разделен ровно пополам: 20 квадратных метров занимает ванная и 20 квадратных метров на все остальное. Мини-кухня – это маленькое помещение, примерно как туалет, все завешенное абсолютно пустыми кухонными шкафчиками. Во всем номере нет вообще никакой посуды – ни стакана, ни ложки с вилкой. Зато была микроволновка и электрочайник.

В Риге путешественники погуляли по городу, зашли в старую его часть. А вот по магазинам практически не ходили. «Цены там однозначно выше, чем у нас, – говорит Вероника. – Например, баночка фруктового пюре стоит евро с копейками, а детские сандалии – от 30 евро и выше». Поэтому из поездки путешественники привезли только магниты, шоколад, литовский творожный сыр, ботиночки и пару комбинезонов для маленького Игоря.

Когда закончился срок пребывания в Швентойи, путешественники выехали в Каунас и затем вернулись домой. На вопрос о том, какое впечатление у них осталось от Литвы и литовцев, Вероника и Борис отвечают так:

– То ли там воздух другой, то ли что – но люди там более открытые и дружелюбные, чем у нас, они по-другому смотрят на мир и живут с другим настроением. Там очень хорошо относятся к детям: у нас если ребенок где-то пискнул, то сразу косо смотрят, а там доходило вплоть до того, что мы выходим из гипермаркета, а нас останавливают и говорят, какой у нас замечательный малыш, желают счастья-здоровья. Там люди более приветливые и культурные – на дорогах не подрезают, всегда готовы помочь. Например, мы как-то пытались купить хот-дог, но продавец не понимал ни по-русски, ни по-английски. Подошел мужчина, который случайно услышал наш разговор, помог сделать заказ, попрощался и ушел. Многие говорят, что в Литве и Латвии не любят русскоязычных, но мы ни в одной из этих стран не заметили предвзятого или негативного отношения.

ВАЖНО: если вы, ваши друзья или родственники в ближайшее время едут в отпуск или путешествие, сообщите нам. Мы бы очень хотели сделать об их поездке материал в рубрику «Ну, как съездил?». Пишите нам: citydogby@gmail.com.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by, архив героев.