Ну, как съездили в Грузию, чтобы подняться на Казбек, а в итоге эвакуировались на вертолете: «Только один человек добрался до вершины»

Оксана родом из Гомеля, и она ходит в горы уже пять лет. 2020-й выпал из-за эпидемии COVID-19, так что на восхождение на Казбек в Грузии в этом году были большие планы. Но с самого начала что-то пошло не так, и участники группы стали поворачивать назад. Одного человека пришлось даже эвакуировать на вертолете, потому что начал развиваться отек левого легкого.

О чем надо помнить, если собираетесь в горы: «В команде всегда должен быть руководитель»

– Ковидный год без гор ввел меня в настоящую тоску, – рассказывает девушка. – Без подпитки этой энергией приходится жить на внутренних ресурсах, отчего возникает ощущение опустошения и потерянности.

Если честно, в этом году планов пойти в горы тоже не было, но все решил случайный звонок моего приятеля-альпиниста. Решение ехать в Грузию на Казбек было принято молниеносно.

Группа собралась из малознакомых друг другу людей, и это был наш самый большой промах. Волей случая в ней оказались бизнесмены, инженер, мебельщик, врач, промышленные альпинисты, был с нами даже подросток 14 лет.

И это совершенно нормально, когда в одной группе собираются люди из разных профессиональных сфер: всех объединяет общая мечта и любовь к горам. Все мы хотели вырваться из повседневной жизни, чтобы окунуться в мир свободы и приключений. Но главная наша ошибка была в том, что мы очень мало внимания уделили совместной подготовке и планированию восхождения.

Обычно в горы идет команда, где участники знают психологические и физические возможности друг друга. Они планируют этапы восхождения, исходя из возможностей всех членов группы. У команды всегда есть человек, выполняющий роль руководителя, инструктора и командира – именно на нем лежит ответственность за общую подготовку группы, он принимает ключевые решения во всех критических ситуациях.

Его или приглашают, или выбирают из числа участников. И главная задача такого человека – спланировать все так, чтобы вся группа выполнила план восхождений. Руководитель несет ответственность за общее состояние команды и решает в критических ситуациях, кто продолжает идти вверх, а кому лучше остановиться и не рисковать, начать спуск вниз.

К сожалению, в нашей группе такого человека не было. Мы шли вместе, но каждый со своими планами. И в результате из всей группы на вершину поднялся только один человек.

«Мне показалось, что в Грузии сейчас весь мир»

Оксана рассказывает, что по правилам, действовавшим в августе, чтобы попасть в Грузию, белорусам нужно было или сдать отрицательный ПЦР-тест, или показать справку о вакцинации.

– В Грузии приняты свои меры в связи с коронавирусом. Так, например, категорически нельзя ходить без маски, введены даже штрафы, отменено движение общественного транспорта, но эта страна полностью не закрывала свои границы.

Сейчас там, на мой взгляд, очень много туристов, это видно и по Тбилиси, и по городку Степанцминда, который находится у подножья Казбека. Много национальностей со всего мира сейчас путешествует в Грузии. Очень много мусульман, естественно, белорусы, украинцы и русские, я слышала французскую и австрийскую, немецкую речь, ну и английскую, само собой. Так что мне показалось, что в Грузии сейчас весь мир.

Как поднимались на Казбек: «У нас получилась знатная гонка, и это в итоге сыграло с нами злую шутку»

– В Тбилиси я пробыла несколько дней. Много ходила по улицам города, знакомилась с культурой и кухней страны.

Это жаркий город с температурой под сорок градусов днем, очень колоритный. Но градус чувствуется не так критично, как в Беларуси, потому что уровень влажности значительно ниже. Тбилиси прекрасен в своей аутентичности, в нем много старых сохраненных зданий.

Балконы – это отдельная культура, они неповторимы в своей непредсказуемости. Я встречала балконы-террасы, балконы-кладовки, балконы-шкафы, балконы – сушилки для белья.

Хоть дома и здания Тбилиси местами обшарпаны и не ухожены, но именно благодаря этому есть уникальная возможность дотронуться до истории: видавшие виды фасады зданий, дворики на несколько семей, древние церкви и башни – все это сохраняет многовековую грузинскую культуру во всем ее естественном виде. Но из Тбилиси я поспешила уехать, так как меня манили горы.

Через пару дней мы собрались у подножия горы Казбек, на высоте 1744 м в городке Степанцминда. Тут природа и климат очень похожи на привычные нам белорусские. Много рябин и берез, яблонь и груш; если не смотреть на горы и Казбек, то возникает ощущение, что ты дома.

Там я провела пару дней, прошла небольшую акклиматизацию, что позволило организму привыкнуть к новому для меня уровню кислорода и давления. А дальше упаковали рюкзаки – они были по 27 кг у девушек и по 35 кг у парней – и отправились в путь на восхождение.

За три дня мы поднялись на ночевку выше метеостанции. Там наконец-то разбили наш палаточный лагерь и начали готовиться к восхождению. Поднялись быстро, торопились успеть в погодное окно, поэтому шли целыми днями только вперед, ставили палатки, ужинали, ночевали, утром просыпались, завтракали, собирались и снова шли вперед.

На мой взгляд, у нас получилась знатная гонка, и это в итоге сыграло с нами злую шутку.

В горных походах на результат всей группы очень влияет правильная акклиматизация и способность участников восхождения приспособиться к специфическим условиям горной местности. Из-за неправильной акклиматизации и кислородного голодания развивается горная болезнь, начиная примерно с 2000 метров и выше. Альпинисты называют ее «горняшка». Чем выше поднимаешься, тем сильнее ощущаешь на себе недостаток кислорода.

Основные правила акклиматизации: увеличивать высоты ночевок на 300–600 м (мы увеличивали каждые сутки на 1000), каждую новую 1000 над уровнем моря делать дневной отдых и восстановление (мы же перли как танки – каждый день вперед).

Мы не учли, что скорость акклиматизации у разных людей разная. И, главное, мы не использовали принцип акклиматизации «забирайся высоко, спи низко». В итоге на четвертый день подъема одному из участников стало критично плохо, он не мог подняться утром, и мы приняли решение вызывать спасателей.

«Снега за ночь выпадало около 10 см, а ветер практически складывал палатку до земли»

– Группа польских спасателей дежурит на метеорологической станции, которая была недалеко от места наших ночевок. Поэтому они дошли до нас за полтора часа.

Чтобы словить сигнал и дозвониться до помощи, пришлось искать высокие точки поблизости. Спасатели прибыли со всем необходимым для первой помощи, действовали профессионально и быстро: привели участника группы в чувства, дали кислородную маску и ввели в вену лекарства. Было принято решение вызывать вертолет и спускать нашего коллегу, потому что у него были явные признаки отека легкого.

Интересная деталь, которую я узнала уже в Беларуси: наши спасатели были членами проекта «Безопасный Казбек» – это польский проект спасателей из Польши. Как оказалось, у польских альпинистов настолько участились происшествия на горе, что польское альпинистское сообщество приняло решение держать группу своих спасателей.

Обязательная часть любого горного похода – специальная спортивная страховка. Она включает в себя в том числе и возможность эвакуации вертолетом. Парня эвакуировали вместе с братом Владимиром, потому что было понятно, что внизу понадобится помощь. Итого – минус два человека.

Был среди нас один человек, Виктор, кто все-таки поднялся на вершину. В день, когда мы пришли на место ночевки, он чувствовал в себе силы сделать восхождение и стал сразу готовиться к нему. Остальным нужно было время на отдых и акклиматизацию.

Виктор поднялся на Казбек, выполнил свой план и на следующий день со своим сыном спустился вниз. У нас тем временем погодные условия испортились: сильный ветер, снег, очень холодно.

Снега за ночь выпадало около 10 см, а ветер практически складывал палатку до земли. После одной из таких ночей еще двое человек из нашей группы решили спускаться вниз. Здесь стоит отметить, что физически плохо себя стала чувствовать девушка, и парень, который ее сопровождал принял волевое решение отказаться от восхождения, чтобы сопроводить ее вниз. Итого на момент их спуска из группы в 8 человек нас осталась двое.

Был еще момент в истории нашей группы, который меня очень впечатлил и удивил одновременно. Когда Владимир убедился, что с братом внизу все в порядке, то решил вернуться к нам и продолжить восхождение. И преодолел подъем, который мы шли три дня, за один день.

Я до сих пор не понимаю, как это можно было сделать. Он пришел к нам уставший, но с горящими глазами.

Мы поужинали и легли спать. Но ночь нам приготовила сюрпризы, к которым мы не были готовы: гроза, молнии, сильный ветер, снег – было ощущение, что природа против нас. Непогода нас доконала, и утром мы приняли решение спускаться вниз.

Обидно было то, что, как только мы спустились, установилась отличная солнечная погода. Казбек не пустил нас к себе на вершину – так говорят альпинисты. А значит, мы не были готовы. В общем, правила акклиматизации игнорировать нельзя – проверено.

Про грузинскую природу: «Горные рельефы, склоны скал, бурлящие реки, красивейшие водопады и мощные ледники»

– В горах все встают рано: кто-то делает зарядку, кто-то готовит есть, кто-то готовится к выходу, кто-то читает книги, кто-то слушает природу. Если это день подхода к горе, то мы завтракаем, собираемся и выдвигаемся в 9-10 часов.

С собой мы брали все необходимое для быта: газовые горелки и котелки, разделочные доски, набор продуктов с запасом на планируемое количество дней.

Количество продуктов очень важно правильно спланировать, чтобы не тянуть с собой лишнее, но чтобы всего хватило. В горы с собой берем консервы и каши, сухую колбасу, сыровяленое мясо, сухофрукты, орехи и горький шоколад – эти продукты не портятся и энергетически поддерживают на подъеме.

Как и в обычных походах, на каждый день назначается дежурный по кухне, он ответственный за приготовление завтрака, обеда и ужина и отвечает за порядок на кухне. Свою личную посуду каждый моет сам за собой.

Используется та вода, которая встречается в виде источников или с тающего ледника. Должна сказать, что на Казбеке вода хорошая и ее можно смело пить. У меня есть с чем сравнить: два года назад мы ходили в Фанские горы в Таджикистане и намучались с отравлениями из-за воды из местной горной реки, там она была очень грязной. Эту реку облюбовали местные животные, так что приходилось ее кипятить или использовать обеззараживающие таблетки.

В горах Грузии очень красивая природа: впечатляющие масштабом горные рельефы, склоны, скалы, бурлящие реки, красивейшие водопады, мощные ледники – все, что я видела, оставило во мне след долгих воспоминаний.

Чем выше горы, тем каменистее ландшафты. Много пасущихся овец, коров и коз. Кстати, животноводство в горных районах Грузии приятно удивило – видно, что это направление развивают и поддерживают. Стада мохнатых ухоженных овечек бегают по горным склонам, и это очень радует глаз.

В целом путешествием я осталась довольна. Грузия впечатлила, а мне очень повезло с партнером по связке. Он во многом помогал и на пути вверх, и при спуске, и мы до конца были уверены, что вершина будет наша.

Как ни странно, эта уверенность есть и сейчас. Нужно совсем немного:

• собрать группу,
  • найти опытного инструктора,
  • организовать тренировочный процесс,
  • спланировать восхождение,
  • дождаться следующего лета,
  • и наконец совершить восхождение на Казбек.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Виктор Хващевский и личный архив других участников группы.