Ну, как объездил 8 городов за неделю. «Во время полета люди кричали: “Выпустите нас!”»

У Алеся есть практически традиция – он уже несколько раз отправлялся в путешествие первого января. В этот раз вместе с другом он побывал в Сербии, Черногории и Грузии. Как бонус – Россия и Украина.

«Девушка, которая сидела рядом, держалась из последних сил»

– Путешествие было очень спонтанным – на сборы было всего полтора дня. Мы созвонились с другом, который живет в Москве, и поняли, что надо ехать, – улыбается Алесь. – Решили выбирать те страны, где не были оба, так и сложился наш маршрут.

В Москву я поехал первого января. Во время полета в Сербию мы попали в сильную непогоду – самолет удалось посадить не с первого раза, очень сильно качало и трясло. Люди начали терять над собой контроль, кричали: «Выпустите меня! Я не хочу больше никуда с вами лететь», ругались со стюардессами.

Раньше я такое видел только в фильмах. Скажу честно: было страшновато. Но я точно понимал, что от меня ничего не зависит, поэтому в панику не впадал. Со мной рядом сидела девушка, было видно, что она держится из последних сил. Я пытался с ней говорить, чтобы хоть немного отвлечь.

Из-за этого на Сербию у нас осталось только полдня. Мы прилетели в Белград, в аэропорт имени Николы Теслы – он там является культовой персоной. Этого времени на самом деле маловато, поэтому мы просто погуляли по городу.

Что я могу сказать о Белграде? Он очень чистый, аккуратный, в принципе достаточно типичный для Европы. Цены средние. Несмотря на то что мы полетели в путешествие сразу после Нового года, туристов везде было очень много. Хотя, казалось бы, в это время должен начинаться «мертвый сезон».

Вообще, для меня это уже не первый опыт отправляться в поездку первого января, и это время в любой стране кажется очень активным в туристическом плане. Те же россияне обязательно стараются куда-нибудь отправиться на новогодних каникулах.

Из Белграда мы полетели в Черногорию. Кстати, в самолет мы заходили вполне спокойно, не скажу, что предыдущий полет оставил неизгладимое впечатление. У нас был такой трип, что за 7 дней мы совершили 6 перелетов и сменили 8 городов.

«Яхты были как из фильмов о Джеймсе Бонде»

Прилетели мы в Будву. Это курортный город, и, естественно, зимой там не сезон, но туристы все равно приезжают, чтобы просто погулять и насладиться морским бризом. Больше пары дней там делать нечего; если бы мы остались на неделю, я бы однозначно заскучал.

Из красивого в Будве есть старый город, горы и порт. Очень много кафешек, которые будто соревнуются в том, какая из них расположится ближе к морю. Некоторые находятся так близко, что, кажется, прыгнуть в воду можно прямо из окна.

Мы везде много общались с местными жителями, они очень открытые, не пытаются, как у нас, отделаться одной фразой, а всегда рады поболтать. Если спрашиваешь дорогу, могут даже немного провести, а один раз, когда мы опаздывали на самолет, нас даже подвезли абсолютно бесплатно.

Именно местные посоветовали нам съездить в Порто Монтенегро – самый дорогой яхтенный порт Черногории, который находится в Тивате. И если порт Будвы нам просто понравился, то Порто Монтенегро по-настоящему поразил.

Таких яхт вживую я никогда не видел. Стоимость каждой, думаю, не меньше нескольких миллионов долларов. Они суперогромные, суперкрасивые и суперсовременные! Видимо, круизные, потому что даже самые маленькие рассчитаны минимум человек на сто. Выглядят они как из фильмов о Джеймсе Бонде.

Мы даже зашли на одну яхту, но нас вежливо попросили с нее уйти, сфотографироваться не разрешили даже за деньги. Можно было подождать капитана, чтобы поговорить с ним лично, но мы уже не стали этого делать.

Но в целом там понравилось больше, чем в Будве. Город очень аккуратный, современный и, конечно, более дорогой. Жирное место (смеется). Зато Будва милая, в старом городе встречаются настолько узкие улочки, что соседи могут пожать друг другу руки прямо из окон.

А вот если ехать за новогодней атмосферой, то вы ее вряд ли получите. Гирлянд так мало, что они теряются на общем фоне. Скорее, там можно найти ощущение отдыха и свободы. Жизнь течет медленно – там вообще никто не спешит.

Я бы поставил Черногории 7 из 10. Наверное, вернулся бы еще, но точно не в ближайшие годы. Напоследок она все-таки оставила сильное впечатление: из самолета открывался просто потрясающий вид на природу. С земли не замечаешь, насколько она удивительна.

«Поездка стоит столько-то, зато музыка – бесплатно!»

Дальше мы отправились в Грузию через Ростов-на-Дону. Страны очень разные, и, возможно, сравнивать их нельзя, ведь интересно и там, и там, но мне по духу больше понравилась Грузия, чем Черногория. Она более динамичная что ли.

Только в Тбилиси постоянно находится несколько сотен тысяч туристов! И там действительно есть на что посмотреть. Мы катались в центре на канатной дороге, с которой открывается вид на весь город. Фото и близко не передает тех видов.

На самой вершине на обрыве находится древний храм. Смотришь вниз – высота этажей 20. И, если забираться на самый верх, нет никаких ограждений, поэтому там довольно опасно. Хотя туристов очень много даже ночью.

Бросилась в глаза хорошая подсветка в городе. А еще огромное количество полицейских. Возможно, там в это время было какое-то событие, но они встречались реально на каждом шагу и в любое время.

А вот стереотип о том, что там дикое движение, показался неправдой. Грузины по натуре продавцы, они очень любят поторговаться. Один раз нам сказали: поездка стоит столько-то, зато музыка – бесплатно!

Еще мы заходили в известные местные бани. Ничего особенного. То же самое касается и еды. Все ее хвалят, а нам она показалась вполне нормальной, но не «вау.» Вообще, никаких гастрономических открытий в этой поездке не было. В Черногории очень распространены пирожки с мясом, но я его уже много лет не ем, поэтому их так и не попробовал. А все остальное, в принципе, как у нас.

В Грузии везде продают чурчхелу, цена в зависимости от туристического потока может отличаться в несколько раз, и пахлаву. А еще предлагают свежевыжатый гранатовый сок, такой очень маленький частный бизнес.

«Когда мы начали купаться, пошел мокрый снег»

На следующий день мы поехали в Боржоми – это всего в 160 километрах от Тбилиси. Городок совсем небольшой – 17 тысяч человек, тысяча из которых работает на самом заводе «Боржоми». Туристов даже не в сезон было немало.

Национальный парк производит впечатление: горы, небольшие водопадики, хвойный лес – сразу чувствуется запах свежести. Можно посмотреть первый завод «Боржоми»: небольшое двухэтажное здание из кирпича, внутри отделанное мрамором. Построили его около 130 лет назад. У входа – фонтан, но пока он закрыт на реставрацию.

Сейчас два действующих завода вынесены за территорию города. Но в самом парке есть источники, прямо из которых можно пить. Из развлечений – аттракционы для детей и канатная дорога. Источники для купания находятся немного в отдалении, в горах. Вход платный.

Дорога проходит вдоль леса, скал и ручьев – очень живописно. Всего источников три. В самом теплом вода +35°С. В общей сложности вместе с нами там было человек 40. Забавный факт: в день, когда мы поехали в Боржоми, держалась температура +8°С. Но, как только мы начали купаться, пошел мокрый снег. И все же было здорово.

После Боржоми мы поехали в древний город Мцхета, который находится совсем рядом с Тбилиси. Он известен храмом XI века. Я спокойно отношусь к религиям, но, когда заходишь внутрь, ощущения достаточно тяжелые. Как будто на тебя давит вся история этого места.

А на выходе – огромные каменные кресты, которые тоже не добавляют позитива всей обстановке. Я слышал много положительных отзывов именно об этой достопримечательности, но восторг от нее прошел мимо меня. Слишком мрачная атмосфера.

В целом так получается, что больше всего впечатлений во всех поездках оставляют именно люди. Например, в Тбилиси мы познакомились с большой творческой компанией, человек восемь. Они нашли нас по хештегам в соцсетях и предложили встретиться.

Причем сами тоже приехали не вместе, с частью людей познакомились прямо в аэропорту. Одна девушка из этой компании, актриса, даже поехала вместе с нами в Боржоми и Мцхету. У меня за время поездки очень пополнилась телефонная книга!

«Об этой поездке буду рассказывать своим детям»

После Грузии мы планировали двинуть в Питер, но немного изменились обстоятельства. Поэтому нам с другом пришлось попрощаться. Он полетел в Екатеринбург, а я – в Киев. И это единственное место из всех, где по-настоящему ощущался праздник. Киев бурлит и умеет гулять по полной.

Что я могу сказать обо всей поездке: менять не стал бы ничего, в первый раз интересно абсолютно везде. Да, мы очень мало спали – часто по 1,5–3 часа, но, в принципе, восстанавливались достаточно быстро.

У меня был похожий опыт частых перемещений в поездке, но тогда она была связана больше с работой. А так я привык оставаться в новых городах на более длительное время. Но такой формат мне тоже понравился. Было весело и драйвово. Думаю, об этой поездке я буду рассказывать своим детям.

Как ее можно было бы улучшить? Может быть, меньше болтать с другими людьми и больше рассматривать достопримечательности вокруг (улыбается). Но тогда поездка не была бы ни лучше, ни хуже – просто другой.

Вообще, открытых людей очень много! И, мне кажется (хотя я такое не практиковал), если человек будет чисто одет и не пьяный, то его всегда выручат в критической ситуации даже в чужой стране. Например, покормят или приютят на ночлег.

Что касается организации поездки, то все очень просто. Мы ничего не бронировали заранее, все билеты тоже покупали по ходу. Благодаря разным сервисам очень легко быть мобильным – все вопросы можно решать уже в дороге.

Но в начале января рейсы достаточно загруженные. Например, мы хотели улететь из Тбилиси утром, но билетов не было. Да и все самолеты, на которых мы летали, были заполнены на 99%. Это нужно учитывать. А в остальном – никаких проблем. К слову, полтора дня – это еще не предел скорости в организации поездки.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.